Как организовать смешанное обучение в школе? в классе? в условиях классно-урочной системы? Расскажу о 6 моделях, которые реально воплотить в жизнь в рамках нашей классно-урочной системы.

Первая статья серии: «Смешанное обучение: Определение и 4 фактора»
Все статьи по теме «Смешанное обучение. Основы»

Модели организации смешанного обучения

1. Смена рабочих зон

Здесь необходимо перестраивать пространство класса — выделить и оформить рабочие зоны. Одна из зон — зона работы онлайн. Другие зоны — на усмотрение учителя, например, зона групповой работы, зона работы с учителем и т.д. Учащиеся делятся на группы и по кругу переходят из зоны в зону через определенные промежутки времени.

Эта модель самая распространенная в США и Европе. Достаточно легко ее реализовать и у нас, если есть достаточно компьютерной техники в школе и если удастся вписаться в нормы СапПиН. Вопрос к читателям: Знаете ли вы учителя, реализовавшего эту модель смешанного обучения?

2. Смена классов (лабораторий)

Если в школе нет возможности организовать онлайн-зоны в классах (например, не хватает техники), то роль этой зоны играет компьютерный класс. Учителя проводят занятия в нем согласно договоренностям между собой (по расписанию). Эта модель похожа на предыдущую, но действует на уровне школы.

3. Индивидуальный план

Эта модель может быть реализована как на уровне школы, так и на уровне класса. Каждый ученик получает индивидуальный план, разработанный учителем или компьютерной программой. Онлайн-обучение активно используется для теоретической подготовки, работы с различными тренажерами и т.д.

В данной модели ученику не обязательно посещать все имеющиеся рабочие зоны (лаборатории), только те, которые прописаны в плане.

4. Перевернутый класс

Эта модель переворачивает традиционное понимание классной и домашней работ. Дома учащиеся работают в онлайн для отработки теоретического материала: смотрят видео лекции, читают статьи и т.п., а в классе проводятся групповые занятия, практические работы, решение сложных задач, вопросов и т.п. Благодаря перевернутости, у учителя имеется больше времени на более интересные и полезные занятия, чем чтение лекций и рассказов по презентациям.

Инфографика — 4 модели смешанного обучения

Рассмотренные 4 модели достаточно легко реализовать в классно-урочной системе. Поэтому я создал инфографику по ним, чтобы было удобнее распространять информацию. (Для увеличения кликните по картинке)

4 модели смешанного обучения

Кроме перечисленных моделей можно назвать еще несколько. Они отличаются увеличивающейся долей онлайн-обучения. Для нашей школы такие модели, как мне кажется, достаточно экзотичны (если не так, можете меня поправить 🙂 ), поэтому я их не внес в инфографику.

5. Гибкий план

Данная модель смешанного обучения максимально учитывает потребности ученика. Здесь основой является онлайн-обучение, а учителя оказывают ученику необходимую поддержку. В данном случае степень контроля прохождения курса учеником очень высока, он сам решает (или следует рекомендациям учителей), какие занятия и когда ему посещать.

6. Виртуальная модель

В данной модели посещение школы не является обязательным. Ученик учится на онлайн-курсах, общается виртуально с учителем по мере необходимости, может брать занятия у других учителей, при необходимости может прийти в школу на какие-либо занятия.

Модели смешанного обучения 5 и 6 возможно реализовать, например, если ученик — спортсмен, часто находится в отъездах на сборы и соревнования.

Естественно, описанные 6 моделей не образуют исчерпывающий список. Его можно изменять, дополнять. Если школа решит переходить на смешанное обучение, то опираясь на данный список, можно выработать свою схему (или несколько схем), учитывающую местную специфику.


  • Юлия Нацкевич

    7. Модель «Обучающий конкурс»
    В основе этой модели лежит серия дистанционных обучающих конкурсов, задания которых созданы с учетом ФГОС и итоговых образовательных результатов по предмету.
    Использовать эту модель можно в нескольких форматах: параллельно прохождению образовательной программы, с опережением или возвращаясь к уже изученному.
    Конкурс выступает мотивирующей составляющей, повышающей познавательную активность и интерес к изучаемому предмету.

    • Спасибо большое! Я с игровыми вещами никогда не работал, поэтому и идеи такой не пришло 🙂 А ведь интересно. Спасибо еще раз!

  • Вадим Лузянин

    Кто знает как определить число и содержание рабочих зон?

    • 3-4 зоны, одна из них — зона онлайн работы. Остальные зависят от многого. Например, могут быть такие: консультация с учителем, групповая работа, самостоятельная работа, эксперимент и др.

Related Posts

Методика

Перевернутый класс: 3 способа вовлечь детей в процесс

Главная » Blog » Смешанное обучение » 6 моделей смешанного обучения Одним из важных преимуществ перевернутого обучения является то, что оно уводит учителя от центра внимания. Учитель больше не является распространителем информации. Вместо этого он может помочь Read more…

Смешанное обучение

3 шага к «Перевернутому классу»

Главная » Blog » Смешанное обучение » 6 моделей смешанного обучения В нескольких статьях расскажу об одной из моделей организации смешанного обучения — «Перевернутый класс». Сегодня статья о том, с чего нужно начинать «переворачивать класс».

Методика

Структура курса в смешанном обучении

Главная » Blog » Смешанное обучение » 6 моделей смешанного обучения При разработке темы в рамках смешанного обучения необходимо учитывать многие аспекты: онлайн работу учащихся, классные занятия, оценивание формирующее и итоговое. Чтобы ни о чем Read more…

Проект при поддержке компании RU-CENTER