В рамках написания магистерской диссертации в этом учебном году проводил эксперименты с созданным прошлым летом электронным учебным курсом «Системы счисления». Сейчас можно сделать некоторые выводы.

Все статьи по теме

Сначала просто факты:

  • Курс состоит из 4 блоков по 2 модуля в каждом.
  • Каждый модуль содержит 1 сложную задачу и 2-3 простые. Ученики могут решить либо сложную задачу, либо простые задачи, либо простые и после них сложную.
  • Каждый модуль содержит теоретический материал нескольких форматов: очень краткая теория (чаще просто определения), расширенную теорию в виде текста, видео, ссылки на дополнительные материалы.
  •  Каждый блок завершается тестом и заданием на взаимопроверку.
  • Эксперимент проводился дважды: осенью с 10 классом и идет сейчас с 7 классом
  • 10 класс — работала одна группа 10 человек, из них дошли до половины 3. Дальше я прервал это дело.
  • 7 класс — работает один класс. Сейчас идет все неплохо. 100% закончили второй блок и работают на третьем.

Теперь несколько выводов. С ними помог пост Анатолия Шперха, собравший полезные комментарии.

1. Комментарий Владимира Погодина приведу как цитату:

если переводить на системные рельсы включение дистанта, нужны одновременно несколько вещей:

  1. включение детей в процесс их учения — проговаривание возможных проблем, согласование с ними основных позиций, включая ценностные, разработка правил и процедур — именно совместная разработка, а не навязывание чего-то «оптимального». Плюс обозначение реперных точек смены правил и пересмотра процедур — какие-то будут работать так себе.
  2. матричный выбор — избыток направлений, по которым ведётся обучение, и избыток заданий внутри каждого направления. В идеале — множество траекторий путешествия по этой матрице/архипелагу
  3. индивидуальный темп с взаимоподдержкой — учитель обучает и формам помощи, из группы выделяются «помогающие» и «делающие», стоит это выделение поддерживать, но не доводить до абсолюта.
  4. обратная связь должна быть своевременной и индивидуальной — вот где помогли бы тьюторы, потому что одному учителю сложно. В отсутствие тьюторов часть группы «помогающих» выделяется в группу «эксперты», и учитель обучает их выдавать обратную связь.
  5. собираемые данные пригодятся для предоставления группе информации о обучающей динамике, западающих местах, сильных сторонах и прочем — и как основе для коррекции правил и процедур, и как представлении о том, что достигается зримый результат.

Первый пункт я не проговаривал предварительно ни с 10, ни с 7 классом, хотя сам об этом постоянно говорю — об открытости процесса и совместной выработке правил.

Второй пункт я постарался реализовать, благо возможности площадки это позволяют. Напомню, курс создал я на площадке Courselle, бывшей Geen.io.

Третий пункт я реализовал с 7 классом. С 10 я старался выдерживать программные сроки, и это один из факторов провала. В 7 классе сейчас мы уже просрочили мои предварительные расчеты. Но в этот раз я решил, как и положено в настоящем смешанном обучении, поставить в основу не время, а качество: переходить на следующий этап только по завершении предыдущего с положительным результатом. Благо, в этот раз время мне это позволяет. При этом разброс в скорости движения учеников по курсу очень значительный. 

Помогающие из класса могут появиться по мере роста опыта детей. Хотя уже сейчас в 7 классе сами собой проявились 2 человека, которые частенько «помогают» остальным )) Вот их деятельность по «помоганию» надо как-то узаконить. Кстати, одна из двух — девочка, которую я почти не замечал до этого, а на курсе она шагает впереди всех.

Обратная связь очень важна и нужна очень многим (но не всем, есть ученики, отлично шагающие самостоятельно). В 7 классе я большую часть времени урока провожу именно в личном общении с учениками.

Статистику детям периодически озвучиваю без персонификации, в обобщенном виде. Каждый сам сможет прикинуть, в каком состоянии относительно всей группы он находится.

2. Другие выводы:

  • Дети в общей массе самостоятельно учиться на курсе не будут, учитель постоянно должен сопровождать, встраивать ЭУК в учебный процесс, на его основе строить другие учебные активности. 
  • Списывание — это бич большинства курсов, лежащих сейчас в интернете. И в моем курсе есть статические задачи, которые просто нет возможности сделать выдаваемыми рандомно. Важнейший функционал площадки электронных курсов — возможность выдавать задания студентам рандомно из некоторой базы. Если с тестами эта задача решена в подавляющем большинстве платформ, то с другими заданиями тут все плохо. А правильные ответы на задания становятся очень быстро известными всем.
  • Если строить настоящую школу смешанного обучения, то без института тьюторства не обойтись. Ту работу, которую я как учитель проделывал с детьми в личных беседах на уроках, при реализации индивидуальных траекторий учителю некогда будет делать, просто не хватит не только времени, но и «мозгов» учителя.

Теперь немного о провале в 10 классе. Почему?

  1. Как выше написал — стремление выдержать программные сроки, а, значит, пренебрежение одним из главных правил — ученик сам выбирает темп обучения. Хотя вот с этим правилом большие проблемы — насколько надо это правило превозносить? При его абсолютизации большинство учеников так и не закончат ни одного курса. Значит, сроки все равно должны быть. Какие? 
  2. Класс был в самостоятельном плавании. Я не работал лично с каждым учеником. Учитывая, что ни один из них ни разу не учился на онлайн курсах, это стало, наверное, решающим фактором провала.
  3. Как я далее понял (тогда осенью я класс совсем не знал), эти ученики — классические результаты классно-урочной системы, не умеющие ни планировать свое время, ни ставить задачи, ни задавать вопросы, ждущие, что им кто-то что-то даст, преподнесет на блюдечке. Т.е. нет ни одного качества, необходимого для самостоятельного обучения.

Этот провал в 10 классе полностью подтверждает все выводы, приведенные выше.


Оцените статью, пожалуйста:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд6 Звезд7 Звезд8 Звезд9 Звезд10 Звезд (2 оценок, среднее: 10,00 из 10)
Загрузка...

Проект при поддержке компании RU-CENTER