Самые часто задаваемые вопросы во время моих вебинаров и мастер-классов по eduScrum, это вопросы, касающиеся проведения ретроспективы. Вот и опишу в нескольких статьях методики проведения ретроспективы.



методики проведения ретроспективы

Методики ретроспективы для сбора информации

Методик проведения ретроспективы очень много. Когда вы поймете что это такое и зачем, то, скорее всего, сможете и сами придумать ни одну методику. Сегодня я опишу более 10 методик, направленных на сбор информации от команд и её обсуждение.

Отбирая методики, я исходил из простых требований: её можно отработать за 15-20 минут с детьми 5-11 классов.

1. Анализ историй. Анализ всех историй обработанных командой и поиск возможных улучшений

Подготовка: соберите все истории обработанные во время итерации и возьмите их с собой на ретроспективу.
Прочитайте каждую историю и обсудите, что было удачно, а что нет. Если история хорошо удалась, запишите почему. Если были сложности, обсудите, что можно сделать по-другому в следующий раз.
Варианты: Вместо историй вы можете использовать обработанные дефекты, запросы или любую другую комбинацию заданий, выполненных командой.

2. Гнев, грусть и радость. Поиск и анализ событий, по поводу которых члены команды испытывали гнев, грусть или радость

Повесьте три флипчарта с названиями: ‘Гнев’, ‘Грусть’ и ‘Радость’. Подготовьте карточки определенного цвета для каждого чувства. Члены команды записывают события по одному на карточку цвета, подходящего к испытанному чувству. Когда время истекло, все прикрепляют свои карточки к соответствующим плакатам. Попросите сгруппировать карточки на каждом флипчарте и дать сформировавшимся группам названия.
Разберите спрашивая:

  • Что выделяется? Что неожиданно?
  • Что было сложным? Что доставляло удовольствие?
  • Какие закономерности видны? Что они значат для команды?
  • Что теперь нужно сделать?

3. Катер. Проанализируйте что двигает вас вперед, а что тянет назад 

Нарисуйте на листе флипчарта катер с мощным мотором и большим тяжелым якорем. Попросите участников в тишине записать на стикерах, что двигает команду вперед (мотор), а что тормозит и мешает (якорь). Каждая мысль на отдельном стикере. Попросите развесить стикеры на мотор и якорь соответственно. Зачитайте каждый и обсудите, каким образом усилить движущие и устранить сдерживающие факторы.

4. Гордость и сожаление. Чем гордятся и о чем сожалеют участники команды? 

Разделите флипчарт на 2 колонки ‘Гордость’ и ‘Сожаление’. Попросите участников записать на стикерах, что вызывает чувство гордости, а что чувство сожаления. Каждая мысль на отдельном стикере. Когда участники закончат писать, попросите озвучить свои записи и наклеить в соответствующую колонку. Начните групповое обсуждение задавая вопросы:

  • Что из озвученного удивило вас?
  • Какие выводы можно сделать?
  • Что это значит для нас, как для команды?

5. Очистить почтовый ящик. Просмотрите все заметки, собранные во время итерации 

Установите ‘ретроспективный почтовый ящик’ в начале итерации. Всякий раз, когда что-то значительное случается или у кого-то есть идея для улучшения, они пишут это и кладут в ящик. (Альтернатвно ‘почтовый ящик’ может быть хорошо видимым местом куда приклеивают записки. Это может спровоцировать обсуждение в ходе итерации.) Пройдите по всем заметкам и обсудите их.

6. Ожидания. Чего от вас ожидают окружающие? Чего вы ожидаете от окружающих? 

Выдайте каждому участнику по листу бумаги. Нижняя часть должна быть пустой. Верхняя половина разделена на две части:

  • Чего от меня ожидают коллеги
  • Чего я ожидаю от коллег по команде

Участники самостоятельно заполняют таблицы. Затем каждый участник передаёт свой лист соседу слева и изучает лист, полученный от соседа справа. В нижней части участник записывает свои личные ожидания от человека, которому принадлежит лист, ставит подпись и передаёт лист дальше. Когда листы сделают полный круг, проанализируйте результаты и поделитесь наблюдениями.

7. Четыре «че». Узнайте, чем члены команды довольны, чему они научились, чего им недоставало и чего они очень ждали. 

Каждый участник самостоятельно отвечает на четыре вопроса:

  • Чем я доволен(-ьна)?
  • Чему я научился(-ась)?
  • Чего мне недоставало?
  • Чего я очень ждал(-а)?

Соберите ответы на флипчарте или в цифровом устройстве, если работаете с удалённой командой. Распределите их по 4 подгруппам, внимательно прочитайте, найдите закономерности и поделитесь выводами с командой. Используйте результаты в качестве вводных данных на следующей стадии.

8. Повторяем и избегаем. Мозговой штурм: что повторить и каких поступков избегать 

Возьмите два флипчарта и подпишите — «Повторяем» и «Избегаем». Участники записывают идеи на стикерах — по одной проблеме / действию на стикер. Можно использовать стикеры разных цветов для разных категорий. Например, «люди», «процесс», «технология» и т.д. Пусть каждый зачитает свои идеи и приклеит стикеры на соответствующий флипчарт. Участников волнуют одни и те же проблемы?

9. #твитнимойспринт. Хроника твитов об итерации 

Раздайте стикеры и попросите участников написать как минимум три твита о прошедшей итерации. Твиты могут касаться итерации в целом или отдельных историй, можно поныть или беззастенчиво попиариться — главное, чтобы сообщения были короткими. Поощряются хештеги, смайлы, вложенные картинки и @юзернеймы. Когда все справятся с заданием, расположите твиты в хронологическом порядке и обсудите общие темы, тенденции и т.д. Скажите участникам, что теперь они могут добавить тот или иной твит в избранное, перепостить или написать комментарий, и снова обсудите результат.

10. Кинокритик. Представьте, что последняя итерация — это фильм, и напишите рецензию

Задание для участников: «Представьте, что последняя итерация — это фильм, и вам надо написать рецензию:

  • К какому жанру вы бы отнесли итерацию (к примеру, фильм ужасов, драма…)?
  • Какова (основная) тема? Опишите в двух словах.
  • В фильме был неожиданный поворот (может быть, злодей)?
  • Чем всё закончилось (хэппи-энд или открытая развязка)? Был ли конец предсказуем?
  • Что вам больше всего запомнилось?
  • Вы бы порекомендовали этот фильм коллеге?»

Раздайте бумагу и выделите пять минут на размышления. А пока участники думают над ответами (или до начала игры) разделите флипчарт на семь столбцов: жанр, тема, крутой поворот, конец, ожидания, кульминация, рекомендация. Когда участники закончат писать, попросите их зачитать рецензии и внесите ответы в таблицу. Проанализируйте заполненную таблицу и обсудите следующие вопросы:

  • Что бросается в глаза?
  • Какие закономерности вы заметили? Что они означают для команды?
  • Как предлагаете действовать дальше?

11. Газетные заголовки. Какие события в ходе спринта достойны внимания прессы? 

Заранее подготовьте несколько новостных заголовков и используйте их в качестве примеров на ретроспективе. Источники должны быть разными: журналистская статья, статья-мнение, аналитическая публикация. Поместите заголовки на видном месте. Раздайте стикеры. Попросите участников придумать собственные заголовки о тех или иных аспектах спринта, которые заслуживают внимания. Дайте 10 минут на размышления. Пусть заголовки будут короткими и цепляющими.

Приклейте стикеры на доску. Если какие-то заголовки относятся к одному и тому же событию, повесьте их рядом. Если суть заголовка неясна, попросите «журналиста» прокомментировать. Проголосуйте за самую важную «новость» и подробно её разберите.

12. Хороший, плохой, ужасный. Спросите команду, что было хорошо, что — плохо, а что никуда не годится 

Разделите доску на три части: «Хороший», «Плохой», «Ужасный». Пусть участники опишут последний спринт — надо придумать один или несколько пунктов для каждой категории. Пункты записываются на отдельных стикерах. Через пять минут попросите участников развесить ответы на доске по категориям. По возможности сгруппируйте стикеры.

13. Мне нравится. Мне бы хотелось. Позитивная и конструктивная обратная связь без агрессии

Подготовьте два флипчарта — один подпишите «Мне нравится», второй — «Мне бы хотелось». Дайте участникам 5–10 минут на размышления, пусть каждый подумает о команде и последней итерации и напишет, что нравится и что хотелось бы поменять (и каким образом) — по одному пункту на стикер. Потом все по очереди зачитывают свои идеи для флипчарта «Мне нравится» и приклеивают на него стикеры. Повторяем то же самое со стикерами «Мне бы хотелось». Обсудите результаты или используйте стикеры как отправной пункт на следующей стадии.

14. С наилучшими пожеланиями. Составляем список целей обучения для команды 

Раздайте ручки и бумагу. Пусть каждый участник дополнит фразу: «Я желаю коллегам научиться…». (Держим в уме команду в целом, отдельных сотрудников называть не надо). Когда все закончат, запишите пожелания на доске в виде списка и посчитайте, сколько раз встречается тот или иной пункт. В качестве целей обучения выберите три пункта (которые встречаются чаще всего или которые выделит команда в ходе обсуждения).

Источник


Оцените статью, пожалуйста:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд6 Звезд7 Звезд8 Звезд9 Звезд10 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Проект при поддержке компании RU-CENTER