За последний год у меня было множество мероприятий, где я рассказывал о смешанном обучении. В результате, погрузился в тему достаточно глубоко, чтобы выработать своё мнение.

Определение смешанного обучения

Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.1

В этом определении три важных акцента:

  1. Учитель вопреки страхам многих учителей никуда не исчезает. Он остается важной частью учебного процесса. Меняется его роль.
  2. Онлайн обучение. Обучаясь в интернете, дети могут контролировать свой темп, образовательный маршрут, время и место. Выводя учебный процесс в интернет, учитель должен понимать, что нельзя лишать детей этого выбора. Лишив детей такой возможности, мы превратим онлайн обучение в обычный урок в обычном классе.
  3. Смешанное обучение подразумевает интеграцию работы в классе с онлайн обучением. Эти две составляющие учебного процессы должны вытекать одна из другой. Например, работа в онлайн должна подготавливать к обсуждению темы в группах, по результатам которого затем в онлайн в ходе совместной деятельности детям предстоит создать информационный продукт.

Принципы смешанного обучения

Далее в статьях о смешанном обучении чаще всего следует перечисление моделей. Тем самым теряется вся суть самого подхода.

Для того, чтобы учебный процесс соответствовал определению смешанного обучения, он должен строиться на определенных принципах. Формулировки принципов также очень часто цитируются в интернете, взяв за источник текст Натальи Андреевой (например, как здесь).

Давайте взглянем на эти положения более внимательно. Я рассмотрю принципы смешанного обучения немного в другом порядке.

  1. Высокие ожидания учащихся. Ученик имеет высокую цель, к которой он стремится. Ученик с помощью педагога и родителей выстраивает свой личный путь учения, путь движения к этой цели.
  2. Персонализированное обучение. Оно строится на основе его интересов, пристрастий и стремлений. Ученик активно участвует в обсуждении и проектировании своего обучения, в ходе которого выбирает что, на каком уровне и каким способом будут изучать.
    Из первых двух принципов следует, что смешанное обучение не может существовать без активной работы самого ученика над построением своего учения.
  3. Обучение, основанное на мастерстве. Этот принцип означает, что ученик может переходить к следующей теме, только полностью освоив текущую тему и доказав это. Т.е. ученик переходит к новой теме не потому, что так по плану положено, а потому, что он готов перейти к её изучению.
    Этот принцип разваливает классно-урочную систему, в основе которой лежит время — урок 45 минут, на тему — 15 уроков; 16-ый урок — начинаем новую тему и т.д. И не важно что и как усвоили ученики — на 16-ом уроке начинаем новую тему. В основе смешанного обучения, согласно этому принципу, лежат знания ученика, время — вторично.
  4. Учащиеся должны принимать на себя ответственность за результаты своей учебы. Без понимания и принятия этой ответственности три предыдущих принципа не имеют смысла. Т.е. с самого раннего (с какого пока не могу сказать) детства у ребёнка необходимо развивать умение принимать решения и брать за него ответственность. Воспитывать понимание, что результат его решений, его действий, — это его ответственность.

Модели смешанного обучения

И вот только теперь, после рассмотрения принципов, можно посмотреть на общепринятые модели смешанного обучения. А являются ли эти модели учебного процесса моделями смешанного обучения?

Модели смешанного обучения

Я, вслед за Майклом Хорном2, модели смешанного обучения поделю на 2 группы: поддерживающие классно-урочную систему и прорывные.

Так вот с моделями поддерживающими (гибридная зона) возникают большие проблемы, т.к. построить учебный процесс на принципах смешанного обучения в этих моделях либо не возможно, либо очень сложно.

Ротация станций

Работа станций жестко регламентирована, ибо детям за короткий срок (до 10 минут) необходимо что-то сделать, прийти к какому-то результату. Это же относится и к станции онлайн работы.

Вопросы:

  1. А где здесь персонализированное обучение?
  2. А как здесь двигаться ребёнку от результатов?

Моё мнение: модель «ротация станций» не имеет никакого отношения к смешанному обучению. Это всего-лишь — использование ИКТ на уроках.

Ротация лабораторий

Здесь принципиально ничего не меняется по сравнению с ротацией станций, только увеличиваются временные промежутки с 10 минут до 45 минут.

Я сначала хотел написать, что «ротацию лабораторий» можно принять за смешанное обучение, если убрать понятие и явление «класс учеников». Но в результате пришёл к тому, что мы получим либо «индивидуальную ротацию», либо «гибкий план».

Итак, «ротация станций» и «ротация лабораторий» — это неудачные попытки справиться с недостатками классно-урочной системы за счёт внедрения онлайн-обучения, организовать онлайн обучение с учетом принципов смешанного обучения в этих моделях не возможно.

Перевёрнутый класс

Ученики изучают предмет онлайн, вне стен школы, а на уроках организуются групповые и индивидуальные формы работы для закрепления и углубления знаний.

В данной модели уже можно приблизиться к смешанному обучению. Но только приблизиться, т.к. персонализированного обучения все равно здесь не удастся реализовать в полной мере, т.к. в основе лежит план учителя. Учитель сможет организовать дифференциацию и индивидуализацию за счет заданий разного уровня сложности, различных источников информации и различных форм классных занятий.

Если удастся организовать учебный процесс с дифференциацией, индивидуализацией и не забыть про принцип «Обучение, основанное на мастерстве», то «перевёрнутый класс» можно считать моделью смешанного обучения, поддерживающей классно-урочную систему.

Модели прорывной зоны

Эти модели смешанного обучения исходят из ожиданий учащихся и строятся на основе персонализированного обучения. Отличаются они временным соотношением внутришкольной учёбы и учёбы онлайн.

Итак, организовать смешанное обучение на уровне класса почти невозможно. «Перевёрнутый класс» лишь приближает к смешанному обучению. Но если его внедряет один учитель в школе, то возникают большие проблемы с учащимися, которые начинают либо открыто, либо скрыто бастовать, особенно, если внедрение происходит в старших классах. Мало кто из них хочет понять, а тем более принять, что результаты учения — это его результаты и ответственнен за них он сам.

Смешанное обучение можно и нужно строить на уровне школы. Самый гуманный для обычной школы способ — это строить модель «индивидуальная ротация». В её основе внутришкольные занятия с онлайн поддержкой. В основе «гибкой модели» и «расширенной виртуальной» лежит онлайн обучение с периодическим приходом детей в школу.

1 Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. – М.: Рыбаков фонд, 2016

2 Майкл Хорн, Хизер Стейкер. Смешанное обучение. Использование прорывных инноваций для улучшения школьного образования – Jossey-Bass, 2015.


Оцените статью, пожалуйста:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд6 Звезд7 Звезд8 Звезд9 Звезд10 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Проект при поддержке компании RU-CENTER