Опишу проект изучения темы «Базы данных» в профильной группе 11 класса по информатике. Работа происходит в модели «Перевернутый класс». Для активизации деятельности в ходе работы над темой учащимся предстоит разработать реальную базу данных. Процесс разработки будет происходить по методологии Scrum, одной из методологий Agile разработки.

Agile в образовании. Базовые идеи

Содержание

  1. Информационные системы. База данных. Система управления базами данных (СУБД). Классификация СУБД. Транзакция в СУБД.
  2. Структура таблиц в БД. Ключевое поле. Индексы в БД. Целостность базы данных.
  3. Недостатки однотабличных баз данных. Внешний ключ. Ссылочная целостность. Типы связей. Реляционные БД. Нормализация.
  4. Операции с таблицами в СУБД: просмотр содержимого, поиск и сортировка, фильтр.
  5. Алгоритм создания таблицы в СУБД.
  6. Запрос. Алгоритм создания запроса в СУБД. Работа в конструкторе запросов. Критерии отбора. Запросы на выборку. Запросы с параметрами. Запросы на удаление записей.
  7. Алгоритм создания формы в СУБД. Операции с формами в СУБД.
  8. Алгоритм создания отчета в СУБД. Операции с отчетами в СУБД.
  9. Установление связей между таблицами в СУБД. Запрос данных из нескольких таблиц. Создание формы с данными из нескольких таблиц. Создание отчетов с группировкой.

Информация

  1. Параграфы учебника 12-21
  2. Youtube-канал “Microsoft Access для начинающих”

Практические работы

  1. ПР № 12. Работа с готовой таблицей
  2. ПР № 13. Создание однотабличной базы данных
  3. ПР № 14. Создание запросов.
  4. ПР № 15. Создание формы.
  5. ПР № 16. Оформление отчета.
  6. ПР № 17. Язык SQL.
  7. ПР № 18. Построение таблиц в реляционной БД.
  8. ПР № 19. Создание запросов к реляционной базе данных.
  9. ПР № 20. Создание запроса к многотабличной БД.
  10. ПР № 21. Создание отчета с группировкой.

Тесты

  1. Тест № 10. Основные понятия баз данных.

Возможные темы

  1. Рыболов решил хранить сведения о своей добыче в базе данных. Он хочет сохранять следующую информацию о каждой рыбалке: дату, место, погоду, общий вес пойманной рыбы, количество выловленных рыб каждого вида. Помогите рыболову грамотно построить многотабличную базу данных.
  2. Строительной фирме нужно хранить в базе данных информацию о составе бригад рабочих (во главе с бригадиром) о том, какая бригада какие заказы выполняла, и сведения о заказах (место, содержание работ, цена). Помогите грамотно построить многотабличную базу данных.
  3. Альпинисты хотят сохранить в базе данных информацию о своих спортивных званиях, горных вершинах и о том, кто из них на какую вершину поднимался и в каком году. Помогите им грамотно построить многотабличную базу данных.
  4. Разработчик блога хочет спроектировать базу данных, в которой хранятся сведения о пользователях, постах в блоге и комментариях к этим постам. Пользователи сайта различаются по ролям: обычные пользователи, модераторы, администраторы и т.п. Помогите грамотно построить многотабличную базу данных.
  5. В издательстве решили спроектировать базу данных, в которой хранятся сведения о книгах, авторах и редакторах издательства, ответственных за выпуск книги. У каждой книги может быть несколько авторов, но только один редактор. Помогите грамотно построить многотабличную базу данных.
  6. В агентстве недвижимости решили спроектировать базу данных, в которой хранятся сведения о квартирах, продавцах и агентах, которые занимаются продажей. Каждый продавец может продавать несколько квартир, квартиры различаются по категориям (1-комнатные, 2-комнатные и т.п.). Помогите грамотно построить многотабличную базу данных.
  7. Разработчик сайта хочет сделать так, чтобы пользователи могли добавлять на сайт свои статьи (в разные разделы сайта) и комментировать статьи других. Помогите ему грамотно построить многотабличную базу данных.
  8. В базе данных зоопарка должны храниться данные о животных (они различаются по видам) и сотрудниках, которые имею доступ к каждому животному. Помогите разработчикам грамотно построить многотабличную базу данных.
  9. В базе данных театра должны храниться данные о спектаклях и актёрах, которые в них участвуют. Актёры могут иметь различные звания: Народный артист, Заслуженный артист и т.п. Каждый актёр может быть занят в нескольких спектаклях. Помогите разработчикам грамотно построить многотабличную базу данных.
  10. В базе данных гостиницы должны храниться данные о номерах (они различаются по категориям: «эконом», «бизнес», «люкс» и т.п.) и всех постояльцах, которые в них останавливаются. Кроме того, нужно предусмотреть бронирование номера на определённые даты. Помогите разработчикам грамотно построить многотабличную базу данных.

График

  • 4 спринта
  • 1 спринт — 1 неделя — 4 урока (2*2)

Роли

  • Продукт: База данных
  • Пользователи — соответственно выбранной теме
  • Владелец продукта — учитель
  • Команда — группа учащихся
  • Скрам-мастер — учитель

Истории

Как <пользовательская роль> я хочу <иметь какую-то возможность>, чтобы <получить какую-то ценность>

Например, Как учитель я хочу устанавливать вес оценки видов деятельности, чтобы журнал автоматически и верно рассчитывал итоговую оценку

К каждой истории необходимо указать критерии приемки. Например, к истории выше:

  • Я имею возможность указать число, которое будет являться весом оценки
  • При расчете итоговой оценки журнал умножает оценку на коэффициент и учитывает уже этот результат

Спринты

  1. Daily Scrum — до 15 минут (учитель как владелец продукта):
    • что сделал вчера
    • что буду делать сегодня
    • с какими трудностями столкнулся
  2. Учебная деятельность:
    • Разбор проблем по образовательному содержанию (учитель как учитель)
    • Выполнение практических работ
    • Прохождение теста (в конце первого спринта)
  3. Работа (учитель как scrum-мастер — главная задача — Не вмешиваться!):
    • Генерация историй
    • Решение задач спринта
    • Закрываем спринт демонстрацией БД в текущей версии и выбором историй на следующий спринт
  4. Работа дома:
    • Изучение учебного материала
    • Выполнение практических работ

Примерное описание

Учебная деятельность будет происходить в модели «Перевернутый класс». Изучение материала по учебнику, просмотр учебных видео на указанном канале — дома.

Предусмотренные планом 10 практических работ для выполнения обязательны, но они рассматриваются не как некие контрольные материалы, а как учебная деятельность для приобретения необходимых навыков выполнения проектного задания. Выполнять практические работы можно как дома, так и в классе. Это могут решать как команды, так и дети лично.

Работа в классе начинается с короткого совещания 10-15 минут —  Daily Scrum. Каждый учащийся должен коротко, четко ответить на 3 вопроса:

  • что я сделал вчера
  • что я буду делать сегодня
  • с какими трудностями столкнулся

Затем, собрав указанные детьми трудности, учитель решает как их разбирать: может фронтально обсудить, может подсказать (намекнуть), где и как искать решение, может отдать на поиск решения в группы.

После этого начинается работа в группах над проектом:

  • Определение задач по текущим историям
  • Решение задач текущего спринта
  • Генерация новых историй

На 4 уроке на неделе (т.е. в конце спринта) выделяется 10-20 минут на демонстрацию командами своей работы и рассказ, чего прибавилось, изменилось в их проекте и чем они планируют заняться на следующей неделе.

В ходе проекта будет вестись онлайн доска в Trello. Ее структура:

  • Backlog — все придуманные и не рассмотренные истории
  • Истории на спринт — здесь истории, отобранные командой, на текущий спринт
  • Задачи — задачи, которые необходимо решить, чтобы отработать историю
  • Делаем — задачи, которые в данный момент в работе
  • Тестируем — задачи, выполненные, но которые еще надо протестировать и обсудить в группе
  • Готово — отработанные истории и выполненные задачи

Истории имеют свою цветовую метку. Задачи, относящиеся к истории, имеют ту же самую цветовую метку.

В общем, вот такой план. Как получится в реальности, посмотрим. С учащимися еще необходимо предварительно провести беседу по-поводу Agile-Scrum, чтобы они понимали суть предстоящей работы.


Оцените статью, пожалуйста:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд6 Звезд7 Звезд8 Звезд9 Звезд10 Звезд (2 оценок, среднее: 10,00 из 10)
Загрузка...

Проект при поддержке компании RU-CENTER